Get Adobe Flash player
Имя (ник) Пароль Регистрация Забыли пароль?
год от до
Показать фильмы с годом выхода



Аким Михайлович Тамиров (или Тамирофф; англ. Akim Tamiroff) — американский актёр армянского происхождения. Начальное образование получил в Московской Художественной Театральной школе. Эмигрировал в США в 1923 году, после чего развил карьеру в Голливуде. Основную кинокарьеру начал в середине 1930-х. Лауреат премии «Золотой глобус» в категории «Лучший актёр второго плана».

Ранние годы

Родился Аким Тамиров 29 октября 1899 года в городе Тифлисе (ныне Тбилиси), Грузия, а на то время Российская империя. Родился он в армянской семье и обучался актерскому мастерству в московской драматической театральной школе.

В 19 лет он окончательно решил стать актером и был выбран из 500 претендентов, желающих обучаться в Школе при Московском Художественном театре. Там он учился при великом Константине Станиславском, а затем начал театральную актерскую карьеру. Он играл главные роли в спектаклях, написанных русскими гигантами: Львом Толстым, Чеховым, Тургеневым, Горьким.

Невозвращенец

В США он прибыл на гастроли с театральной труппой в 1923 году в Нью-Йорк, где они выступали в театре «59th Street Jolson» и, не мудрствуя лукаво, решил остаться. Это решение не было политическим, просто ему хотелось выступать на Бродвее, и Тамирову удалось сделать неплохую актерскую карьеру, несмотря на свой очень заметный русский акцент. Там его имя стали писать как Тамирофф.

Бродвей нравился ему, любовь была взаимна (он вполне пришелся ко двору) и он работал устойчиво с Театральной Гильдией с середины 1920-ых до начала 1930-ых. Артист был маленького роста, крепко сложенным человеком с гортанным баритональным голосом и большим, а скорее родовым, русским акцентом, который с его навыками в характерных ролях, казалось, сцеплялся с любой ролью, подходивший к любому иностранному типу - будь то европейский, ближневосточный, или азиатский. Его голос стал его основным активом. На протяжении целого 10–летия он играл в театре вместе с Михаилом Чеховым, а в тридцатые годы отправился в Голливуд.

Карьера в кино

Он ворвался в кинобизнес в 1932 году, когда прошел кинодебют Тамироффа в маленькой роли в фильме «О'кей, Америка!» («Okay, America!»), настолько маленькой, что его даже не указали в титрах.

До 1934 его роли обычно не титровались, но он оказался безусловно победителем, поступая по русской поговорке – «терпенье и труд все перетрут» – и одной из его лучших работ того времени является роль слуги Педро героя Джона Гилберта в фильме «Королева Кристина» (Queen Christina, 1933) с участием великой Греты Гарбо. К началу 1934 он сыграл в 12 фильмах, настолько он был востребован в этом году.

С 1932 по 1935 гг. он играл мексиканских бандитов, цыганских скрипачей, итальянских официантов, французских ювелиров и даже была роль выходца из Индии. Повсеместно в продукции студии «Paramount» конца 1930-х годах он обычно играет эксцентричные роли славянского типа, хотя изредка получает и более заметные роли. Наконец, в 1935 году он получил более заметную роль в фильме «Жизнь бенгальского улана» («The Lives of a Bengal Lancer») и в мюзикле «Капризная Мариэтта» («Naughty Marietta», 1935).

На «Warner Bros.» он снялся в одной из его самых ранних больших работ в роли второго плана: хитрый кубинский коммерческий агент, Карло Чибо, в «Энтони Эдверсе» («Anthony Adverse» , 1936), а в следующем году он был поставлен уже на одну из главных ролей в фильме студии «Парамаунт» «Смерть генерала на рассвете» («The General Died at Dawn», 1936), где он играл роль азиатского генерала, за которую был номинирован на Оскар в категории «Лучшая мужская роль второго плана».

В 1937 году Аким появился в мюзикле «Высокий, широкоплечий и красивый» («High, Wide, and Handsome», 1937) и в 1938 году в криминальной драме «Знать опасно» («Dangerous to Know») с партнершей Анной Мэй Вонг, роль, которую часто называют лучшей в его фильмографии. 1938: Первая ведущая роль в фильме «Пират» («The Buccaneer»).

Он был любимцем многих режиссеров, в том числе Сесила Б. ДеМилля. Вначале их пути пересеклись просто потому, что они оба работали на «Парамаунте», но, в конечном итоге, это выросло в достаточно регулярную основу: «Юнион Пасифик» (1939), «Северо-Западной конной полиции» (1940) с Гэри Купером в главной роли. Тамироффа уважал и Престон Стерджес, сняв в фильме «Великий МакГинти» ('The Great McGinty , 1940). Любил его и Орсон Уэллс.

1940––е годы

1942–1943 гг. был еще одним важным периодом в работе Тамироффа, когда он снялся в красочном приключенческом фильме Сесила Б. ДеМилля «Пожнешь бурю» («Reap the Wild Wind»). Он так же снялся и на MGM в адаптации Виктора Флеминга романа Джона Стейнбека «Равнина Тортилья» («Tortilla Flat», 1942). Аким играл Пабло, привлекательное, но жалкое существо, тип, который Тамирофф с блеском умел оживлять не вызывая при этом падения своего авторитета, ведь обычно зрители примеряют характер героя на личность самого актера.

Следующая роль – тоже в экранизации романа Хэмингуэя – одна из ведущих ролей в фильме «По ком звонит колокол» (1943). Примечательно - его героя звали, опять же, Пабло. За роль корыстного партизана Пабло он получил вторую номинацию на Оскар и премию Золотой глобус в этой же категории. К сожалению, он проиграл Чарльзу Коберну за его роль в картине «Чем больше, тем веселее» («The More the Merrier»).

В 1944 Тамирофф также сыграл очередное «желтое лицо» У Ляня в эпической картине «Потомство Дракона» (Dragon Seed). Уолтер Хьюстон, Агнес Мурехэд и Кетрин Хепберн надевают специальные протезы, которые студия макияжа усовершенствовала для нанесения на лицо, когда белых звезд превращали в китайцев. Протезные окуляры были использованы для придания сходства с «реальными выходцами из Азии» (в то время, как много азиатских актеров старалось изо всех сил ворваться в расистский Голливуд) и получили название «глазные модели».

После нескольких лет играя мафиози, пособников и русских князей в различных вестернах, мюзиклах и зарождающихся фильмов нуар, Тамирофф появился рядом с человеком, с которым он будет связан в остальной части своей карьеры. Орсон Уэллс ранее встречался с Тамироффым, когда работал с родственником со стороны супруги - ее братом, Константином Шайне - другим российским актером «уведенным в Голливуд» в «Чужестранце» («The Stranger», 1946). И в 1949 Тамирофф присоединился к актерскому составу в фильме «Черная магия» (Black Magic, 1949), в котором Орсон Уэллс был не только режиссером, но и играл знаменитого шарлатана конца 18-ого столетия графа Калиостро. Они подружились и снялись вместе еще в нескольких фильмах.

1950–1960–е гг. Карьера в Европе

В 1950-ые Тамирофф делил свое время между возможностями телевизионных съемок, игрой на театральной сцене и съемках в кино. К удивлению, он выступает в то же время с хитом сезона «Анастасия» («Anastasia», 1956), в театрах (Тамирофф, Ингрид Бергман и Юл Бриннер). Это был трагический актер, амплуа которого легко может колебаться от самого высокой до самой низкой роли, даже не ставя под угрозу его авторитет.

С начала 1950-х годов Тамирофф появился во многих фильмах европейского производства, начиная с памятного выступления, снятого в стиле барокко Жана-Люка Годара «Алфавиль» («Alphavill», 1965) и в трех фильмах Орсона Уэллса.

В последующие годы Тамирофф, появился в таких фильмах как «Печать зла» («Touch of Evil», 1958, еще один из нескольких фильмов Орсона Уэллса), «11 друзей Оушена» («Ocean's Eleven», 1960), и «Топкапи» («Topkapi», 1964).

Его три фильма с Уэллсом, как режиссером и актером, были: «Господин Аркадин («Mr. Arkadin», 1955) с лабиринтом Уэллсовских ретроспективных кадров; чрезмерная «Печать зла» (1958) с его песчаным сюрреализмом и невероятным броском; и «Процесс» («Trial, The», 1962) – стилистическая обработка Уэллсом истории Кафки. Конечно, именно в «Зле» (лучшая из ролей) в которой Тамирофф дядя босса Джо Грэнди – с испуганными глазами поочередно от страха или гнева, усиленный дикими углами, выделенный ракурсами Уэллса, выглядел как самый интригующий характер.

В 1960-е годы Тамирофф продолжал сниматься в телевизионных американских программах, выступая постоянным гостем на различных телевизионных шоу, но был еще очень активным в американском, французском и итальянском кинематографе. В конце 1960-х он отправляется в Италию на пару лет и поступает там в студийную систему, по причинам, которые не очень-то ясны. Он также сыграл главную роль Санчо Пансы в злополучном и незавершенном фильме «Дон Кихот Орсона Уэллса» (1992).

Личная жизнь

Он был женат на Тамаре Шейн (Tamara Shayne) и прожил с ней в браке до своей смерти.

Умер актер 17 сентября 1972 года от рака в Палм-Спрингс, штат Калифорния.

За свои заслуги в кинотворчестве он был удостоен звезды на Голливудской Аллее Славы.


Жюстина маркиза Де Сада / Marquis de Sade: Justine (1969) 33492 5.69
Большое ограбление банка / The Great Bank Robbery (1969) 9213 4.37
Сто винтовок / 100 Rifles (1969) 5177 5.73
Екатерина Великая / Great Catherine (1968) 2984 3.6
Роза для всех / Una rosa per tutti (1967) 2269 0
Погоня за лисом / After The Fox (1966) 2911 10
За Лисом / Охота на лиса / Caccia alla volpe (1966) 2832 1
Лорд Джим / Lord Jim (1965) 2909 0
Сказочное приключение Марко Поло / La fabuleuse aventure de Marco Polo (1965) 3545 5.8
Ликвидатор / The Liquidator (1965) 1543 0
Мари-Шанталь против доктора Ха / Marie-Chantal contre le docteur Kha (1965) 578 0
Альфавиль / Alphaville (1964) 8124 7.2
Черный тюльпан / La tulipe noire (1964) 31276 7.74
Тревожная кнопка / Panic Button (1964) 92 0
Процесс / The Trial / Le proces (1962) 6444 7.92
11 друзей Оушена / Ocean's Eleven (1960) 13458 8.19
Печать зла / Touch of Evil (1958) 7580 5.15
Анастасия / Anastasia (1956) 25908 7.25
Мистер Аркадин / Mr. Arkadin (1955) 3527 3.5
Те, которые дерзают / Смелые люди / They Who Dare (1954) 1715 0
Черная магия / Black Magic (1949) 75 0
Фиеста / Fiesta (1947) 106 0
Скандал в Париже / A Scandal in Paris (1946) 944 0
Не могу не петь / Can't Help Singing (1944) 3596 7
По ком звонит колокол / For Whom the Bell Tolls (1943) 9031 6.74
Сестра его дворецкого / His Butler's Sister (1943) 13189 8.04
Пять гробниц по пути в Каир / Five Graves to Cairo (1943) 1160 0
Северо-западная конная полиция / North West Mounted Police (1940) 3229 8.71
Юнион Пасифик / Union Pacific (1939) 2939 10
Флибустьер / Последний корсар / The Buccaneer (1938) 3966 8.17
Желание / Desire (1936) 5478 8.5
Смерть генерала на рассвете / The General Died at Dawn (1936) 467 0
Антони-неудачник / Anthony Adverse (1936) 301 0
Повесть о Луи Пастере / The Story of Louis Pasteur (1935) 4531 2.25
Жизнь Бенгальского улана / The Lives of a Bengal Lancer (1935) 2261 7.57
Капризная Мариетта / Naughty Marietta (1935) 4070 5
Отныне и навек / Now and Forever (1934) 355 8.5

Жюстина маркиза Де Сада / Marquis de Sad... (1969)

Большое ограбление банка / The Great Ban... (1969)

Сто винтовок / 100 Rifles (1969)

Екатерина Великая / Great Catherine (1968)

Роза для всех / Una rosa per tutti (1967)

Погоня за лисом / After The Fox (1966)

За Лисом / Охота на лиса / Caccia alla v... (1966)

Лорд Джим / Lord Jim (1965)

Сказочное приключение Марко Поло / La fa... (1965)

Ликвидатор / The Liquidator (1965)

Мари-Шанталь против доктора Ха / Marie-C... (1965)

Альфавиль / Alphaville (1964)

Черный тюльпан / La tulipe noire (1964)

Тревожная кнопка / Panic Button (1964)

Процесс / The Trial / Le proces (1962)

11 друзей Оушена / Ocean's Eleven (1960)

Печать зла / Touch of Evil (1958)

Анастасия / Anastasia (1956)

Мистер Аркадин / Mr. Arkadin (1955)

Те, которые дерзают / Смелые люди / They... (1954)

Черная магия / Black Magic (1949)

Фиеста / Fiesta (1947)

Скандал в Париже / A Scandal in Paris (1946)

Не могу не петь / Can't Help Singing (1944)

По ком звонит колокол / For Whom the Bel... (1943)

Сестра его дворецкого / His Butler's... (1943)

Пять гробниц по пути в Каир / Five Grave... (1943)

Северо-западная конная полиция / North W... (1940)

Юнион Пасифик / Union Pacific (1939)

Флибустьер / Последний корсар / The Bucc... (1938)

Желание / Desire (1936)

Смерть генерала на рассвете / The Genera... (1936)

Антони-неудачник / Anthony Adverse (1936)

Повесть о Луи Пастере / The Story of Lou... (1935)

Жизнь Бенгальского улана / The Lives of ... (1935)

Капризная Мариетта / Naughty Marietta (1935)

Отныне и навек / Now and Forever (1934)


Войти под своим логином
Имя (ник)

Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Комментарии незарегистрированных пользователей будут размещены под ником Гость