Get Adobe Flash player
Имя (ник) Пароль Регистрация Забыли пароль?
год от до
Показать фильмы с годом выхода



Гаджибеков Узеир Абдул Гусейн оглы

5 (17) сентября 1885, село Агджабеди, Шушинский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя — 23 ноября 1948, Баку.

Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1935)

Народный артист Азербайджанской ССР (1937).

Советский композитор и общественный деятель, народный артист СССР (1938), академик Азербайджанской АН (1945). Основоположник современной профессиональной музыки Азербайджана. Учился на музыкальных курсах при Московском филармоническом обществе и в Петербургской консерватории (1914). Первая опера Гаджибеков «Лейли и Меджнун» (1908) открыла новую страницу в истории азербайджанской музыки. Это произведение положило начало жанру мугамной оперы, сочетающей нотную запись музыки с сольной вокальной импровизацией (мугамом) на основе указанного композитором текста. Гаджибеков написал ещё пять мугамных опер: «Асли и Керем» (1912), «Шах Аббас и Хуршид бану» (1912) и др. Протестом против патриархально-феодальных обычаев прозвучали музыкальные комедии Гаджибеков «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910) и получившая широкую популярность «Аршин мал алан» (соч. 1913; за одноимённый фильм Государственная премия СССР, 1946). После Октябрьской революции Гаджибеков способствовал развитию в республике музыкального образования: создал музыкальную школу, в 1938-1948 годах — профессор и директор Азербайджанской консерватории (с 1949 года — имени Гаджибеков). В 1931 году Гаджибеков организовал оркестр народных инструментов, в 1936 году Государственный хор, с 1945 года возглавлял Научно-исследовательский институт азербайджанского искусства АН Азербайджанской ССР.

Гаджибеков создал первые азербайджанские массовые песни, камерные инструментальные произведения, 2 фантазии для оркестра народных инструментов, кантаты. Вершиной творчества композитора явилась опера «Кёр-оглы» (1937; Государственная премия СССР, 1941) — героико-эпическое произведение о крестьянском восстании на рубеже 17—18 вв. Опера отличается единством народного образно-интонационного строя и классических средств выражения. Основу музыкальной драматургии оперы составляют монументальные хоровые сцены. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах — композитор создал патриотические произведения: песни, кантату «Родина и фронт», а также романсы-газеллы «Сэн-сиз» («Без тебя») и «Севгили джанан» («Возлюбленная») на стихи Низами, завершил многолетнюю работу над теоретическим исследованием о народных ладах. Автор музыки гимна Азербайджанской ССР (1945), литературных сочинений. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.



Войти под своим логином
Имя (ник)

Пароль
Регистрация Забыли пароль?

Комментарии незарегистрированных пользователей будут размещены под ником Гость